История перевозки пассажиров

Пассажирский транспорт в старые времена

На минуту представим себе, что реальной альтернативой автомобилям, которые создают в мегаполисе бесконечные «пробки» и вносят свой вклад в плохую экологию, может стать «старый, добрый» автобус. Понятно, что «старый, добрый» он потому, что с ним связаны наши первые школьные экскурсии по Москве, а билетик в маршрутном автобусе стоил три копейки.

Что же касается современных, комфортабельных, вместительных, оборудованных по последнему слову техники автобусов, то, появись такой на маршруте, многие автолюбители всерьез бы задумались, не оставить ли свою «ласточку» в гараже.

У жителей Лондона уже появились, по меньшей мере, две причины придирчиво выбирать городской автобус. С 2003 г. мэр столицы Великобритании ввел платный въезд в центр города. Тогда загруженность автобусов выросла на 14%. А два года спустя «рутмастер» (в буквальном переводе «хозяин маршрута»)- классический лондонский двухэтажный автобус с открытой задней площадкой - был выведен из эксплуатации. Теперь «хозяином маршрута» вполне может стать какое-нибудь очередное творение автобусостроителей из Штутгарта: британцы все чаще выбирают «Автобусом года» немецкий Neoplan.

Похоже, что будущее центров мегаполисов за автобусами и новыми средствами навигации. Планировать пешие маршруты и перевозки пассажиров (в том числе, маршруты общественного транспорта) будет призвана система Peptran- новый спутниковый навигатор. Менеджер проекта Рори Дойл считает, что «это будет особенно удобно туристам ...и компаниям, которые сдают машины в аренду. Пользователю нужно лишь ввести пункт конечного назначения и промежуточные остановки и система навигации подскажет самый быстрый и простой путь на автобусе, машине или общественном транспорте».

Меры безопасности, привычные для водителей автомобилей, теперь станут необходимостью и для водителей автобусов. Согласно недавним законодательным актам объединенного европейского правительства в сфере общественного транспорта, водители автобусов обязаны пристегиваться ремнями безопасности. Правда, пока такое правило будет действовать лишь в некоторых странах.

Можно рискнуть предположить, что европейцы скоро станут свидетелями своеобразной «бархатной революции» общественного транспорта. В Голландии, например, уже начали строительство загородной трассы, спроектированной специально для скоростного автобуса, внешне сильно напоминающего гибрид длинного лимузина на 50 мест с болидом.

В качестве частичной замены автомобилям автобусы, возможно, еще заявят о себе в ближайшем будущем. Но уже очевидно, что сейчас они служат реальной альтернативой железным дорогам. Естественно, что требование наличия максимума комфорта предъявляется к туристическим и экскурсионным автобусам, которые покрывают большие расстояния между городами. Например, «Туристический автобус 2000 года» был укомплектован скутером для водителя, чтобы удобнее было добираться от места парковки до гостиницы. Перевозчики предъявляют высокие требования не только к комфорту, но и к такой характеристике современного автобуса, как вместительность. В активе «Неоплана» уже значится чемпионство среди самых вместительных автобусов: это перронный двухэтажный Neoplan Galaxy-Lounge, вмещавший 342 пассажира, оборудованный собственным телетрапом и предназначавшийся для перевозки пассажиров от здания вокзала до самолета Boeing-747.

Рынок транспортных услуг постоянно требует что-то новое. Производители таких марок, как, например, Neoplan и Mersedes, оказались к этому готовы, о чем говорят победы в престижных конкурсах. Наблюдая за стремительными темпами развития современного транспорта, тем более любопытно заглянуть в историю первых омнибусов, «повозок для всех».

Принято считать, что у истоков организованных перевозок пассажиров стоял некий отставной офицер из Нанта (Франция) Станислас Бодрай, владевший общественными банями на окраине города. Говорят, что именно он в 1826 году провел маршрут для первого омнибуса, соединивший центр города и его бани. Маршрут начинался у Рыночной площади, как раз напротив магазина головных уборов, хозяин которого M. Omnes выставил в своей витрине геральдический девиз: «Omnes omnibus», где omnibus на латыни означает «для всех». Возможно, соседство остановки первого омнибуса с витриной магазина оказало влияние на происхождение этого названия: омнибус. Когда Бодрай обнаружил, что пассажиры интересуются также промежуточными остановками, он изменил приоритеты своего нововведения. Теперь по маршруту курсировала «повозка для всех», соединившая в себе функции такси и дилижанса и служившая для перевозок пассажиров и почты. Было ли это прямым подражанием или идея носилась в воздухе, но в 1832 году подобное новшество была скопирована в Париже, Бордо и Лионе. Чуть раньше, 4 июля 1829 года лондонская газета писала: « Новое транспортное средство, названное автобусом, начало курсировать от Паддингтона до Сити».

Уже через сто лет, в 1950-х годах, автобус становится ареной, где разворачиваются события исторического значения. Узаконенная в те годы в США расовая дискриминация на общественном транспорте находилась в фокусе американского Движения за гражданские права. Сидячие места в автобусах могли занимать американцы только с белым цветом кожи. Все изменилось после того, как чернокожая участница Движения Роза Браун провела личную акцию протеста, отказавшись уступить место в автобусе белому мужчине. После чего она была арестована, далее последовало разбирательство в суде. На решение суда существенное влияние оказал бойкот пассажирского транспорта негритянским населением Монтгомери, штат Алабама, где, собственно, и разворачивались эти события. Чернокожим американцам тогда удалось «разместить» в этой стране свой социальный заказ: больше автобусов, хороших и равных! В итоге американский Верховный Суд постановил запретить расовую сегрегацию на общественном транспорте.