Школьный автобус

Школьные автобусе в Америке

Школьные автобусы в Северной Америке и Европе служат для перевозки детей и подростков в школу и обратно. Первое такого рода транспортное средство появилось в Лондоне, и было, естественно, гужевым.

В свою очередь, первым «школьным перевозчиком», оставившим свое имя в истории, является Джордж Шиллибир. Он был родом из Англии и работал в каретной мастерской в Лонг Акре, районе старого Лондона, где издавна держали свои мастерские каретных дел мастера. В 1820-х годах Шиллибир отправился в Париж, чтобы попытаться сконструировать одну из самых вместительных по тем временам гужевых повозок, в которой смогли бы расположиться до двух дюжин пассажиров. Дело у Шиллибира пошло успешно и уже в 1827 году в Париже он представил на суд публики свою многоместную карету. Чуть позже он построил еще одну такую же для частной школы Квакеров под Лондоном. Сия конструкция даже вдохновила ученого и филантропа от квакеров Вильяма Аллена написать несколько строк в пуританском духе во славу нового транспортного средства:
«На прямой дороге Правды дорогие девочки прочно стоят на ногах
И ах! Это обрадует твое сердце, кузина Анна
Видеть их всех, числом 25, уютно устроившихся в карете…»

Шиллибир заключил, что его дело обещает быть прибыльным предприятием и в 1829 году открывает первый в Лондоне маршрут омнибуса с промежуточными остановками. К открытию этого маршрута были выпущены рекламные объявления, где новая услуга преподносилась, как сделанная «на Парижский манер» и что «представительного вида уважаемый джентльмен» присутствовал в омнибусе в качестве кондуктора. Утром, в день открытия, газета «Морнинг Пост» поместила восторженную статью, в которой отдала должное одному из самых комфортабельных и вместительных для своего времени транспортных средств:
«В субботу, новая карета, названная омнибусом, начала свое движение от Паддингтона до Сити. Сие замечательное явление привлекло всеобщее любопытство, особенно новая форма и элегантность этого фургона. Кажется невозможным, что эта повозка способна опрокинуться. Однако из-за своей большой ширины на ней невозможно проехать по некоторым узким улочкам Лондона».
В 1979 году, в 150-ю годовщину начала первого движения общественного транспорта в Лондоне, в церкви в графстве Эссекс, рядом с которой был похоронен Джордж Шиллибир, был отслужен памятный молебен, на котором присутствовала сама королева Елизавета. Замечательный пример того, как англичане умеют чтить свои традиции!

Что касается Северной Америки, то там началом пассажирских перевозок можно считать 1830 год, когда Абрахам Бауэр организовал в Нью-Йорке вольнонаемную пожарную команду и заодно пустил по Манхэттену первый маршрут омнибуса. В большинстве случаев городские управления предоставляли частным компаниям,- в основном это мог быть просто извозчик, но уже в ливрее, либо небольшая фирма, занимающаяся погрузками-перевозками,- исключительное право общественных перевозок по данному маршруту. В свою очередь компания соглашалась поддерживать определенный минимальный уровень обслуживания. Интересно, что обивка сидений не входила в перечень минимальных удобств. Будет преувеличением сказать о первых омнибусах, как о комфортабельных средствах передвижения по городу, зато они были демократичны. Рост городского населения в 19 веке привел к тому, что пассажиры омнибусов оказывались в неслыханной ранее близости друг к другу, зажатые колено к колену в тесной карете. Общество разделилось на тех, кто держал омнибусы, и на тех, кто на них передвигался. Поездка на омнибусе в те времена мало напоминала обзорную экскурсию по городу. Видимо, идея торговли в вагонах разной мелочевкой родилась в подобных автобусных давках.

Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающий на бензине, был построен в Германии в 1894-1895 годах на заводе «Бенц». Теперь, спустя почти сто лет, в Голландии проводятся испытания автобуса Mercedes-Benz Citaro с двигателем на водородных топливных ячейках.

Что касается школьных автобусов, то в Северной Америке и Канаде он является совершенно самостоятельным видом общественного транспорта. В этих странах специально строили, специальным цветом красили и оборудовали школьные автобусы. Они обычно окрашиваются в особый оранжевый цвет (официально называемый как «Национальный Школьный Автобусный Хромированный Желтый») в целях видимости и безопасности и оборудуются «специализированным транспортным предупреждающим устройством» (видимо, тем, что у нас называется «мигалкой»). Такие автобусы рассчитаны на 50-90 мест.

Большинство школьных районов (территориальных единиц специального назначения, созданных для управления начальной и высшей школой в данном районе) покупают автобусы и сами нанимают водителей, другие арендуют или нанимают службу автобусных школьных подрядчиков. Такие подрядчики являются частными компаниями и обеспечивают автобусами школы, относящиеся к одному району или же частные школы. Из 450 000 школьных автобусов, действующих в США, примерно 30% приходится на долю школьных автобусных подрядчиков. Компании, предоставляющие в аренду школьные автобусы, могут сильно различаться по размеру, от частного предпринимателя с одним автобусом до большой многонациональной компании с 40 000 школьных автобусов желтого цвета. Крупнейшими школьными автобусными перевозчиками в Северной Америке являются Laidlaw, First Group и Durham Transportation. Laidlaw, кроме того, еще и крупнейший поставщик автомашин для скорой медицинской помощи.

В наше время, в Англии и во Франции, например, школа может взять в аренду автобус у частного перевозчика.
Традиционным же для всех американских школ на протяжении нескольких десятилетий является желтый школьный автобус, также как для Лондона, например, двухэтажный красный «рутмастер» (что дословно означает «хозяин маршрута»).

Подробнее о заказе школьного автобуса...